Пропустить навигацию.
Главная
Сайт Павла Палажченко

Не согласны до землетрясения

Можно ли считать Косово маркером эффективности ООН?

Павел Палажченко

Опубликовано 15 февраля 2008 г.
в газете «Избранное».

Парламент Косово одобрил резолюцию, позволяющую принять весь пакет законов о независимости края в течение 24 часов. Депутаты решили изменить процедуру принятия законов с тем, чтобы в парламенте можно было утвердить все пункты «плана Ахтисаари».

Эффективность ООН зависит исключительно от согласия среди постоянных членов Совета Безопасности. Это главное. Если такое согласие есть, ООН может быть чрезвычайно эффективной организацией. Пример — отпор агрессии Саддама Хусейна против Кувейта в 1990 -1991 годах. Тогда решение Совета Безопасности поддержали все его постоянные члены, в том числе Советский Союз и Китай. Оно было принято на принципиальной основе и успешно реализовано. Известны в истории ООН и другие случаи, когда единство постоянных членов Совбеза обеспечивало эффективное реагирование на проблемы, скажем, ближневосточного и других регионов.

Однако состав ООН отражает расклад сил в мире и достичь согласия удается не всегда. Единство мнений по крупным международным проблемам среди постоянных членов Совета Безопасности вырабатывается не за один день. Это сложный политический процесс. В данном случае ошибки, которые были допущены обеими сторонами с самого начала распада Югославии и позже, в ходе последующих трагических событий, привели к тому, что к середине 90-х годов позиции России и Запада стали все больше расходиться. Можно долго рассуждать, кто больше виноват в этом — Россия или Запад (на мой взгляд, обе стороны сделали немало ошибок). Но ООН в этом не виновата — то были ошибки политиков. Поэтому речь надо вести не об эффективности собственно ООН, а о способности ведущих держав вырабатывать единую позицию по острым, потенциально опасным международным вопросам.

Применительно к Косово единства достичь не удалось. Поэтому прогноз на ближайшее будущее не слишком благоприятный. Видимо, косовары в ближайшие дни провозгласят независимость. И это будет надламывать отношения, во-первых, внутри Евросоюза, где как минимум семь-восемь стран не готовы (по крайней мере, сейчас) признавать Косово в качестве независимого государства. Во-вторых, между Россией и ЕС, а также между Россией и США. С Соединенными Штатами в меньшей степени, потому что Россия, похоже, уже примирилась с тем, что американцы встали на позицию практически безоговорочной поддержки независимости Косово. А вот с европейцами сложнее, потому что внутри Евросоюза нет согласия, и Москва, конечно, будет болезненно воспринимать попытки ведущих членов ЕС «надавить» и на саму Россию, и на такие страны, как Кипр, Румыния, Болгария, Словакия, Испания...

Ну а дальше, естественно, пойдет процесс «ликвидации последствий» этого землетрясения на Балканах. Не самого страшного, конечно, но все же землетрясения. Никаких других способов ликвидации этих последствий, кроме ускоренного приема Сербии в ЕС, не существует. Это единственное, что может в перспективе смягчить для сербов боль происходящего.

Одновременно потребуется ликвидация последствий и на международной арене. Нужно будет доказать, что Косово - совершенно уникальный случай и признание его независимости вовсе не означает, что надо признавать независимость турецкой республики на Кипре, Абхазии, Нагорного Карабаха и так далее. Это будет очень непросто, поскольку с трудом поддается обычной логике. Но будут пытаться.

Единственное, что могли бы сейчас сделать европейцы в этом плане — это активизировать поиск решения по Кипру. Если бы им удалось решить эту проблему на основе территориальной целостности, тогда можно было бы говорить, что Косово действительно уникальный случай. Это было бы доказательством того, что Европа и вообще международное сообщество способны решать такие проблемы индивидулизированно, а не просто признавать, причем фактически безоговорочно, чужое решение. В данном случае — решение косовских албанцев.